Продажа бизнеса — методы оценки стоимости вашего бизнеса

 Продажа бизнеса — методы оценки стоимости вашего бизнесаНастал тот момент, когда вы решили приступить к продаже вашего бизнеса. Наша компания поможет вам в организации процесса продажи и юридическом сопровождении сделки, но существует еще один немаловажный момент подготовительной работы - оценка бизнеса.

Конечно, можно обратиться в аудиторскую фирму и нанять специалиста, но это довольно затратное мероприятие, к тому же, если ваш бизнес не является крупным, все действия по его оценке вы можете произвести сами, а собранная в процессе информация пригодится вам для презентации вашего объекта бизнеса с наилучшей стороны.

Мы предлагаем вашему вниманию несколько важных шагов, которые предшествуют оценке и несколько способов расчета продажной стоимости бизнеса.

Подготовьте информацию о своем бизнесе

Вам понадобится определенный набор информации, чтобы оценить свой бизнес правильно. Покупатели могут попросить вас о собственной, независимой оценке, так что подготовленная информация может им понадобиться. Если она будет уже собрана и структурирована, это произведет очень хорошее впечатление на потенциального покупателя бизнеса.

Ниже приводится список необходимой информации для оценки бизнеса.

Финансы и активы

  • Ваши финансовые отчеты за последние 2 года - такие, как отчет о прибылях и убытках, задолженности, годовой оборот;
  • Сведения о физических активах (основных средствах) - такие, как машины, здания, оборудование в наличии;
  • Сведения о других активах - таких, как ценность бренда и интеллектуальная собственность (любые конструкции или идеи, которые вы защитили с помощью авторского права).

Правовая информация

  • Юридические документы - например, документы на лизинг или аренду оборудования и помещения, страховые документы;
  • Регистрационные документы - такие, как устав, ИНН, лицензии, разрешения, и прочие документы, позволяющие вести законную предпринимательскую деятельность на территории РФ.

Бизнес профиль и планы

  • Рыночная конъюнктура - сравнение с конкурентами и выделение преимуществ;
  • Информация о продажах - отчеты и прогнозы, информация о ценообразовании;
  • История бизнеса - дата начала деятельности, смена собственников и изменение местоположения;
  • Рабочая документация - маркетинговые материалы, реестр персонала и процедуры обслуживания клиентов;
  • Бизнес-планы - маркетинговые планы и планы расширения;
  • Другие детали - такие, как часы работы, информация об условиях аренды и прочее.

Информация о поставщиках, сотрудниках и покупателях

  • Сведения о сотрудниках - например, должностные инструкции, навыки и опыт, история работы, эффективность и размер заработных плат;
  • Подробная информация о поставщиках - договоры и цены поставок;
  • Сведения о клиентах - телефонные номера клиентов, профиль клиента, информация о проведенных маркетинговых мероприятиях.

Выбор метода оценки готового бизнеса

Продажа бизнеса — Выбор метода оценки готового бизнесаНиже приведены некоторые общие методы оценки готового бизнеса - этот список не является исчерпывающим. Имейте в виду, что не существует универсального метода оценки бизнеса и вам придется пробовать несколько подходов для сравнения. Главное, чтобы оценка получилась справедливой и вы смогли ее защитить перед покупателем, ведь от этого напрямую зависит успех всей сделки. Вам также может понадобиться согласовать метод оценки с покупателем вашего бизнеса.

Посмотрите на аналогичные предложения на рынке

Результирующая стоимость бизнеса может в значительной степени зависеть от отрасли и текущей стоимости подобных предприятий в этой отрасли. В каждой сфере бизнеса есть сформировавшиеся правила оценки подобным методом и свои тонкости, так что неплохо провести собственное исследование, чтобы получить представление о стоимости бизнесов в вашей отрасли, прежде чем продать свое дело. Получить подобное представление вы можете на сайте или проконсультировавшись с нашим брокером, который расскажет о текущем положении дел на рынке.

Метод возврата от инвестиций в бизнес

Чтобы получить свой ROI (return of investments - отдача от инвестиций), разделите чистую годовую прибыль на цену продажи:

ROI = (чистая годовая прибыль / цена продажи) х 100

Например, вы предполагаете, что ваш бизнес стоит 1 миллион рублей и хотите проверить ROI на основе этой цены. При этом, за последний год бизнес принес вам 500 000 рублей чистыми.

Посчитаем ROI, используя приведенную выше формулу:

ROI = (500 000/1 000 000) х 100

В этом случае, рентабельность инвестиций составляет 50%, иными словами, покупатель вернет себе половину стоимости бизнеса в первый год работы. Надо отметить, что примерно к такой рентабельности и стремятся покупатели в нише малого арендного бизнеса в Москве, но всегда есть нюансы, влияющие на определение конечной стоимости бизнеса, например, высокая стоимость оборудования или продажа недвижимости вместе с бизнесом. Также, если денежные потоки в разы выше, чем в примере, их надо дисконтировать по каждому периоду для получения точной стоимости.

Затратный метод оценки бизнеса

Продажа бизнеса — Затратный метод оценки бизнесаМы отдельно останавливались на этом методе в одной из предыдущих статей. При расчете стоимости бизнеса таким методом важно учитывать как материальные, так и нематериальные активы вашего бизнеса. Материальные активы являются физическими вещами, которые можно потрогать, например, инструменты, оборудование и прочее имущество. Нематериальные активы - вещи, которые не осязаемы, но создают ценность для бизнеса. Это интеллектуальная собственность, бренд и лояльность покупателей.

После того, как вы рассчитали общую стоимость активов вашего бизнеса, вы можете использовать это значение в качестве показателя от которого можно отталкиваться при определении продажной стоимости. Не забывайте, что при таком подходе надо учитывать обесценивание основных средств за счет амортизации.

Что касается нематериальных активов, то тут гораздо сложнее определиться с ценой, так как не с чем сравнивать. Эта стоимость включает в себя:

  • лояльность клиентов
  • узнаваемость бренда
  • мотивация и профессионализм персонала
  • клиентсткую базу
  • репутацию вашего бизнеса
  • бизнес-процедуры

Этот расчет может оказаться довольно сложным, но, в итоге, вы получите цену, которую рынок готов предложить за ваш бизнес.

Сколько стоит создать ваш бизнес с нуля

Именно на ответе на этот вопрос основывается один из методов для оценки вашего бизнеса. Это ориентировочная стоимость создания аналогичного бизнеса "с нуля" на текущем рынке. Для расчета стоимости вам нужно включить все расходы связанные с открытием и ведением бизнеса, в том числе расходы на:

  • Закупку товара;
  • Покупку оборудования и инструмента;
  • Получение лицензий и разрешений;
  • Поиск и наем персонала, обучение;
  • Разработку продукта;
  • Маркетинг и продвижение;
  • Аренду или покупку помещения;
  • Создание сайта и прочее.

Оценка будущей прибыли продаваемого бизнеса

Существует метод оценки бизнеса, основанный на том, сколько купленный бизнес будет приносить в будущем. Казалось бы - идея тривиальна. Все гениальное просто. Ведь самая большая ценность вашего бизнеса для покупателя заложена в будущих прибылях. Вам, как продавцу, необходимо показать, что бизнес в будущем имеет большой потенциал. Убедить в этом покупателя смогут цифры и довольные посетители в вашем магазине (или автомойке, это не важно и не зависит от сферы бизнеса).

Продажа бизнеса — Оценка вашего бизнесаВы также можете исследовать тенденции аналогичных предприятий в своей отрасли, чтобы понять куда движется рынок. Вообще, всяческие исследования и сравнения будут очень полезны при продаже, особенно, если вы их преподнесете в нужном разрезе и с достоверной убедительной информацией. Эта информация может быть полезна, когда идут финальные переговоры по стоимости бизнеса.

Главное, что необходимо понять, что лучше вас в вашем деле никто не разбирается и только вы сможете собрать и рассказать важную историческую информацию о бизнесе. Мы поможем вам правильно подать ее, подготовить презентацию для покупателя, но подобные исследования вашего бизнеса для стороннего человека будут очень трудоемкими и неоправданными. Желаем Вам успехов в продаже вашего готового бизнеса и во всех предпринимательских начинаниях!

Агентство "Бизнес цель"
30 сентября 2015 года

К началу статьи
К другим статьям компании Бизнес цель

НОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ПРОДАЖЕ ГОТОВОГО БИЗНЕСА

Наверх