Другие статьи           Бизнес в продаже

Вопросы продавцов готового бизнеса

Продажа бизнеса — Вопросы продавцов готового бизнесаВ течение многих лет мы помогает предпринимателям осуществлять сделки купли-продажи готового бизнеса. В этой статье мы подготовили ответы на популярные и частые вопросы, которые задавали нам владельцы из самых разных сфер предпринимательской деятельности. Вопросы касаются определения стоимости бизнеса, сроков продаж в нашем агентстве, методов улучшения привлекательности бизнеса и подготовки к продаже.

Мы расскажем, что стоит делать в процессе продажи вашего бизнеса, а каких действий стоит остерегаться или воздержаться совсем. Также дадим несколько советов собственникам, готовящимся продавать свой бизнес в кризис. Надеемся на то, что наши советы будут вам действительно полезны.

Сколько стоит мой бизнес?

Правильный ответ — ваш бизнес стоит ровно столько, сколько Вы сможете для себя принять, а потенциальный покупатель предложить. Уровень прибыльности бизнеса и уровень продаж не имеют никакого значения. Никому не интересно, сколько пота, слез и вашего усердного труда, не говоря уже про «душу», было вложено в ваш бизнес. Абсолютно не важно сколько Вы вложили средств в ваше дело, включая стоимость всех материальных активов.

Никакого финального веса не имеют и слова профессиональных оценщиков бизнеса/аудиторов — они важны, но не являются догмой. Ваша огромная клиентская база тоже не имеет решающего значения. Никому не интересна ваша схема работы и бизнес процессы. Запомните — важна та цена, которую Вы сами принимаете – подведите под ней жирную черту. Если же вас интересует конкретный метод оценки стоимости бизнеса, то Вы можете прочитать материал "Методы оценки стоимости вашего бизнеса" и "Затратный подход к оценке бизнеса". В статьях указаны методики определения цены готового бизнеса.

За сколько времени можно продать бизнес?

Правильный ответ никто вам не скажет, потому что его попросту нет. Существует некоторое среднее время. К примеру, для малого бизнеса в России (обороты до 2 миллионов в месяц) среднее время продажи в нашей компании составляет от двух до шести месяцев. Для более крупных компаний — от полугода и больше. Также мы объясняем, что это средняя температура по больнице и самая быстрая сделка может быть закрыта за 2 дня, а самая долгая, которую мы можем вспомнить, длилась два года от момента обращения продавца бизнеса до подписания последнего акта.

Необходимо понимать, что факторы, которые «продают» ваш бизнес, это цена и прозрачность вашего бизнеса для покупателя. Чем ниже цена и прозрачнее условия — тем быстрее мы закроем сделку. Точно также, как и для покупателя конечным остается лишь его решение — возможно, он увидит точки роста и сможет сделать с вашим бизнесом то, что Вы даже и не думали. Предпринимательская способность является последним признанным фактором производства, но не последним по своему значению. Иногда люди, обладающие недюжинным талантом и активной позицией способны вдохнуть жизнь даже в увядающие предприятия.

Стоит ли продавать бизнес в кризис?

Продажа бизнеса — Стоит ли продавать бизнес в кризис?Все зависит от вашей ситуации. Если Вы уверены на сто процентов, что не в ваших силах продолжать развитие бизнеса и Вы потеряли к нему интерес, то время принимать положительное решение по этому вопросу. Бывают, конечно, крайне неприятные события, когда Вы лишились возможности пополнить оборотный капитал или перекредитоваться, что может подкосить даже успешный бизнес в определенной сфере. В большей степени надо подходить к вопросу о продаже бизнеса в кризис с холодной головой, учитывая финансовые параметры и риски.

Но надо учитывать и психологический фактор: насколько комфортно Вы будете себя чувствовать после продажи вашего детища? Иногда, к сожалению, время и обстоятельства не оставляют нам выбора. Вы можете узнать о популярных и успешных видах и сферах бизнеса в кризис из нашего материала.

Что сделает мой бизнес более привлекательным для покупателя?

Самое главное — уже сейчас надо готовиться к продаже. Надо строить бизнес, чтобы он не был завязан на одной вашей персоне. Желательно построить бизнес процессы так, чтобы любой инвестор мог войти в дело и начать работать с вашим бизнесом практически с нуля. Репутация и ценность бизнеса должны выстраиваться снизу-вверх — от взаимоотношения вашего персонала с клиентами. Вы должны нанять таких сотрудников, которые всецело отдаются работе и делают ваш бизнес привлекательным для клиентов. Плюсом будет грамотная маркетинговая политика с самого начала и тогда вам не надо будет расписывать достоинства вашего бизнеса при продаже. Такой бизнес в будущем у вас оторвут с руками, если Вы, конечно, захотите его продавать. Вы можете прочитать материал о подготовке бизнеса к продаже на нашем сайте.

Что я должен делать во время поиска покупателя бизнеса?

Продажа бизнеса — Приведите свой бизнес в порядокВы должны остаться сосредоточенными и управлять Вашим бизнесом, как будто Вы и не собирались его продавать. Ни в коем случае нельзя уменьшать активность, как бы того не хотелось. Вы должны работать как обычно или даже усерднее, несмотря на то, как Вы себя чувствуете (возможно, Вы перегорели, что и является причиной продажи). Не занимайтесь изменениями в процессе продажи бизнеса, а посвятите себя операционной деятельности и приведите в порядок то, что есть на балансе. Попытайтесь сохранить всех ценных сотрудников и уволить тех, кого давно были должны. Приведите в порядок оборудование, осуществите регламентные технические и санитарные работы, если они необходимы.

Необходимо ли предоставлять документы покупателю бизнеса?

Безусловно, но не все сразу. Ваш бизнес брокер поможет вам советом, но Вы сами должны понимать, что не стоит сразу вываливать перед покупателем все отчетности. Ведь, к примеру, это может быть конкурент. Для начала Вы должны предоставить покупателю уставные документы, чтобы он смог убедиться в ваших правах на бизнес. Также Вы можете предоставить покупателю небольшую отчетность за последний период. Желательно, чтобы отчетность была подтвержденной и пуленепробиваемой — это влияет исключительно в положительную сторону на принятие решения о покупке.

Вы должны подготовить и предоставить покупателю все лицензии, сертификаты, разрешающие бумаги на ведение вашего рода деятельности. Не стоит хранить скелеты в шкафу — если у Вас есть объективные переживания, лучше снизить цену на этом основании, чем обманывать потенциального покупателя. Учитывая повышенную недоверчивость людей в России, надо дать человеку понять, что нам скрывать нечего.

Бытует мнение, и мы его категорически не поддерживаем, что продают только плохой бизнес. Мы придерживаемся позиции, которую с нами разделяют крупнейшие предприниматели и бизнес-гуру — плох тот бизнес, который создается не для продажи. В России существует другая проблема — часто покупатели бизнеса не обладают банальной финансовой грамотностью, избегают помощи профессионалов, а потом клянут все на чем свет стоит. А всего лишь надо уделять внимание мелочам при покупке бизнеса, и не будет никаких разочарований.

Как еще произвести впечатление на покупателя бизнеса?

Соберите должностные инструкции для каждого сотрудника в единый документ. Неплохо было бы иметь все процедурные документы или, если нет четких процедур, подготовить документ под названием «Политика компании». Это даст понять покупателю бизнеса, что вы серьезно подходите к делу и у него будет минимум проблем с адаптацией бизнеса «под себя».

Продажа бизнеса — Как еще произвести впечатление на покупателя бизнеса?Убедитесь, что ваш персонал соответствует текущим требованиям к работе, и, в то же время, ожидания персонала находятся на удовлетворительном уровне — не обещайте лишнего или же выполняйте свои обещания. Будет нехорошо, если новый собственник останется с сотрудниками, которым Вы обещали какие-то необоснованные премии или повышение. Удостоверьтесь, что Вы все вычистили и навели порядок. Убедитесь, что все неисправности в мебели и технике устранены. Вы же не хотите, чтобы глаз покупателя уцепился за текущую небольшую проблему. В последствии, это коренным образом может повлиять на решение о покупке, особенно, если таких проблем будет несколько.

Подготовьте бизнес-план и план развития, опишите все возможности для роста вашего бизнеса. Создайте план передачи бизнеса — он должен содержать в себе информацию о том, как Вы будете помогать новому владельцу первое время. Это по-настоящему внушает доверие: Вы показываете, что Вы будете доступны и после продажи. Это крайне адекватный и джентельменский шаг.

Что делать, если покупатель бизнеса просрочил дату платежа?

Продажа бизнеса — Как быть с просрочкой платежа?Хороший бизнес брокер предусмотрит подобные и прочие риски в договоре, составленным между вами и покупателем бизнеса. Конечно, Вы сможет перенести дату оплаты дополнительным соглашением, либо отторгнуть свой бизнес обратно в свое владение, без возмещения первоначальных взносов, так как в данном случае именно покупатель бизнеса не выполняет свои обязательства.

В любом случае мы советуем продавцам бизнеса слушать свой внутренний голос во время переговоров, и, если Вы полагаете, что новый владелец не заинтересован в развитии вашего бизнеса в будущем или потенциально не способен в нем участвовать, лучше десять раз подумать о продаже. Такая продажа бизнеса может вылиться в вашу же головную боль.

Слушайте свою интуицию, обращайтесь за советами и помощью к профессионалам, не останавливайтесь на текущих достижениях в бизнесе и вас ждет успех в любом начинании!

Агентство "Бизнес цель"
2 марта 2016 года


К началу статьи




НОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ПРОДАЖЕ ГОТОВОГО БИЗНЕСА

Наверх